«Кризис трех лет»
Кризис 3лет - граница между ранним и дошкольным возрастом один из наиболее трудных моментов ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я»
Л. С. Выготский описывает 7 характеристик кризиса:
1. Негативизм, ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Он не делает что-то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек. Вообще негативизм избирателен: ребенок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия – сделать противоположное тому, что ему сказали.
2. Упрямство, это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему это очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались.
Упрямство – не настойчивость, с которой ребенок добивается желаемого.
3. Строптивость, она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания. Ребенок стремится настоять на своих желаниях, и недоволен всем, что ему предлагают и делают другие.
4. Своеволие, ребенок хочет все делает сам и решать сам.
5. Деспотизм, ребенок жестко проявляет свою власть над окружающими его взрослыми.
6. Ревность, если в семье несколько детей, та же тенденция к власти здесь выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье, с точки зрения юного деспота.
7. Обесценивание, проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей. Если такое поведение остается не замеченным или же вызывает насмешку, смех, удивление то для малыша это может стать его подкреплением его действий.
Все эти явления свидетельствуют о том, что у ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых. Это важный этап в эмансипации ребенка.
Советы родителям:
1. Проводите больше времени с ребенком, чаще используйте телесный контакт, сопровождая, словами нежности
2. Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку, чаще обращайтесь к нему по имени
3. Демонстрируйте образцы уверенного, культурного поведения в ответ на агрессию ребенка, будьте ему примером
4. Способствуйте формированию эмоциональной реакции на похвалу (чаще хвалите, но чтобы он знал за что)
5. Избегайте ситуаций, в которых ребенок вынужден подчиниться вашему требованию поневоле.