Воскресенье, 28.04.2024, 21:09
Приветствую Вас, Гость

Охрана труда в ДОУ.

 1. Охрана труда в ДОУ (общие и нормативные документы).

1.1 – Правила внутреннего трудового распорядка.
1.2 – Должностные инструкции.
1.3. - Инструкции по охране труда по профессиям.
1.4. - Инструкции по охране труда по видам работы.
1.3 – Положение об охране труда.
1.4 – Приказ о назначении ответственного лица по охране труда.
1.5. – План работы по ОТ
1.6 – Приказ о создании комиссии по охране труда.
1.7. - Положение о комиссии по охране труда.
1.8 – Перечень должностей и профессий с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск
1.9 – Порядок расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве
1.10 – Журнал регистрации несчастных случаев. 
1.11– Акты о несчастных случаях на производстве ( Н-1)
1.12 – Инструкция по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим

2. Перечень документации по индивидуальной защите работающих.

2.1 – Перечень профессий и производств (работ), при которых обязательно прохождение медицинских осмотров.

 3. Документация по инструктажам и инструкциям.

3.1 – Программа вводного инструктажа по ОТ.
3.2. - Программа первичного инструктажа на рабочем месте.
3.3 – Журнал  учёта инструктажа по технике безопасности.

 4. Охрана жизни и здоровья воспитанников.

4.1 – Инструкция по организации охраны жизни и здоровья детей в детских садах.

4.2 – Инструкция по охране жизни, здоровья воспитанников на прогулочных площадках, во время целевых прогулок и экскурсий.

5 . Охрана труда педагогического состава.

5.1 – Инструкции по ОТ для воспитателя

 6. Охрана труда на пищеблоке.

6.1 – Инструкция по ОТ и ТБ для повара
6.2 – Инструкция по ОТ при работе с жарочным шкафом
6.3 – Инструкция по ОТ при работе с электромясорубкой
6.4 – Инструкция по ОТ при работе с электроплитой
6.5 – Инструкция по ОТ при работе с холодильным оборудованием
6.6 – Инструкция по ОТ при работе с ножом.

7. Охрана труда на прачечной.

7.1 – Инструкция по ОТ для машиниста по стирке белья.

7.2 – Инструкция при работе с электроутюгом.

7.3 – Инструкция при работе со стиральной машиной.

 7.4 – Инструкция при работе с центрифугой.

7.5 – Инструкция при работе с моющими веществами.

 8. Охрана труда обслуживающего персонала.

8.1 - Инструкция по ОТ и ТБ для помощника воспитателя
8.2 – Инструкция по ОТ и ТБ для завхоза
9.3 – Инструкция по ОТ и ТБ для дворника
9.4 - Инструкция по ОТ и ТБ для рабочего по обслуживанию помещений
9. - Инструкция по ОТ и ТБ для рабочего по обслуживанию  бассейна.

10. Документация по электробезопасности.

10.1 – Приказ о назначении лица, ответственного за электрохозяйство.
10.2 – Журнал проверки знаний неэлетротехнического персонала на 1 группу по электробезопасности.
10.3 – Протоколы измерения сопротивления заземляющих устройств.
 
.11. Документация по безопасной эксплуатации зданий и сооружений.
11.1 – Приказ создания комиссии по наблюдению за состоянием и эксплуатацией зданий и сооружений.
11.2 – Технический паспорт на здание образовательного учреждения.

12. Документация по пожарной безопасности.

12.1 – Приказ о назначении лица, ответственного за средства пожаротушения.
12.2 – Приказ об обеспечении пожарной безопасности.
12.3 – Программа и порядок проведения противопожарного инструктажа
12.4 – Журнал регистрации противопожарного инструктажа.
12.5 – Правила пожарной безопасности в ДОУ.
12.6 – Инструкция по пожарной безопасности .
12.7 – Инструкция о мерах пожарной безопасности при проведении культурно-массовых мероприятий в ДОУ.
12.8 – Инструкция и порядок действия на случай возникновения пожара.
12.9 – План эвакуации.
12.10 – План мероприятий по противопожарной безопасности ДОУ.

13. Документы о готовности объектов ДОУ к эксплуатации.

13.1 – Акт готовности образовательного учреждения к новому учебному году.
13.2 – Акт технического осмотра здания и прилегающей территории
13.3 – Акт опрессовки отопительной системы.

14. Гражданская оборона, противодействие терроризму и личная безопасность в ДОУ.

14.1 – Планы эвакуации на случай пожара и чрезвычайных ситуаций ( Схемы эвакуации на каждом этаже).
14.2 – Инструкция о порядке действий персонала при срабатывании пожарной автоматики (на плане эвакуации).1
14.3 – Действие сотрудников ДОУ в случае возникновения ЧС в мирное время.
14.4 - Положение о комиссии по чрезвычайным ситуациям.
14.5 - Инструкция по действиям сотрудников при угрозе (при проведении) террористического акта.
14.6 – Инструкция по действиям сотрудников при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
 

ТРЕБОВАНИЯ К ТЕРРИТОРИИ ДЕТСКОГО САДА.

Земельный участок ДОУ должен быть огорожен – высота ограждения не ниже 1,6м. Нельзя засаживать территорию детского сада деревьями и кустарниками с шипами, колючками и ядовитыми плодами.

Территория ДОУ должна быть электрофицирована. Должны быть освещены пешеходные дорожки, входные двери, игровые и спортивные площадки с подводкой электропитания к столбам подземным кабелем.

На территории ДОУ предусматриваются: групповые площадки с теневыми навесами, общая физкультурная площадка, зеленые насаждения (не менее 50% площади), участки для полезного труда, хозяйственная зона (площадка с контейнерами для мусора). Последняя должна быть изолирована от остальных. Всё оборудование на игровых и спортивных площадках должно быть исправно и прочно закреплено.

Территория детского сада должна быть всегда убрана. Опавшие листья, мусор и другие отходы должны вывозиться, а не сжигаться.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗДАНИЮ ДОУ.

Во всех помещениях и кабинетах детского сада должны быть инструкции по охране труда.

Состояние здания детского сада ежегодно подлежит оценке при весеннем и осеннем осмотре, которые осуществляются членами комиссии по охране труда и подтверждаются оформлением соответствующих актов.

Лестничные марши должны иметь поручни для детей у стен или на ограждении: высота поручней для детей – 0,5 м, для взрослых – 0,85 м.

Наружные входы должны иметь тёплый тамбур глубиной 1,6 м. Выходы из пищеблока, изолятора и прачечной должны быть отдельными. Изолятор размещается на первом этаже.

Полы в помещениях ДОУ должны быть тёплыми – иметь покрытия с низкой теплопроводностью (паркет, доски, линолеум на утеплённой основе).

Полы в пищеблоке, прачечной, гладильной и туалетных комнатах выстилаются керамической плиткой.

Стены помещений детского сада должны быть гладкими и иметь отделку, допускающую мокрую уборку и дезинфекцию.

В учреждении систематически должен производиться технический осмотр состояния штукатурки потолков, прочности балок и ровности полов, состояния лестниц и оконных рам, водопровода и канализации, физкультурного оборудования и мебели. Картины, стенды, шкафы, вешалки для одежды и полотенец должны прочно прикрепляться к полу или стене.

Для каждой возрастной группы отводятся изолированные помещения, в состав которых входят: групповая, спальня, туалетная, буфетная и раздевалка.

В детских помещениях должен соблюдаться температурный режим. Температура в дошкольных групповых комнатах должна быть +20…+21 С, в ясельных группах - +21…+22 С, в спальнях - +19 С. В отсутствие детей проводится проветривание помещений, которое заканчивается за 10 минут до возвращения воспитанников.

Уборка помещений производится ежедневно влажным способом с применением моющих средств при открытых окнах не менее чем два раза в день. Полы в туалетных комнатах моются два раза в день с применением моющих и дезинфицирующих средств. Шкафчики для одежды детей ежедневно протираются и один раз в неделю моются. Столы в столовой промываются горячей водой с мылом до и после каждого приёма пищи. Ежедневно горячей водой с мылом протираются стулья. Один раз в неделю проводится генеральная уборка помещений по графику.

Уровень естественного и искусственного освещения в ДОУ должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к естественному, искусственному и совмещенному освещению здания. Неравномерность естественного освещения игровых, групповых и спальнях с верхним и комбинированным естественным освещением не должна превышать 3:1.

Спальни ДОУ должны оборудоваться стационарными кроватями, размеры которых должны соответствовать требованиям ГОСТа, относящимся к детской дошкольной мебели. В дошкольных группах допускается использование раскладных кроватей с жестким ложем, встроенные одноярусные кровати.

В групповых комнатах столы и стулья устанавливаются по числу детей в группах. Стулья должны быть в комплекте со столом, т.е. одной группы и маркировки. Подбор мебели проводится с учетом роста детей согласно таблице 1 (СанПиН 2.4.1.3049-13 раздел VI, п. 6.6.)

Группа роста детей (мм) Группа мебели Высота стола (мм) Высота стула (мм)
До 850 00 340 180
свыше 850 до 1000 0 400 220
с 1000 до 1150 1 460 260
с 1150 до 1300 2 520 300
с 1300 до 1450 3 580 340
с 1450 до 1600 4 640 380

Туалетные помещения делятся на умывальную зону и санитарные узлы. В умывальной зоне размещены детские умывальники и один умывальник для взрослых и душевой поддон. В санитарной зоне размещены унитазы. В туалетном помещении ясельной группы кроме перечисленного выше находится шкаф для горшков, слив для их обработки и ёмкость для замачивания горшков. Во всех туалетных помещениях устанавливается хозяйственный шкаф и шкаф для уборочного инвентаря.
 

 

ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА К ПИЩЕБЛОКУ.

В состав пищеблока входят горячий и холодный цеха, цех первичной обработки продуктов, моечная кухонной посуды, кладовая сухих продуктов, кладовая для овощей, помещение для хранения скоропортящихся продуктов с холодильной камерой и комната персонала.

На пищеблоке светильники должны быть герметичными, иметь закрытые плафоны или колпачки. Приточно-вытяжная вентиляция должна быть исправна. Электроприборы должны быть заземлены. На полу, около электроприборов и электрооборудования необходимо наличие диэлектрических резиновых ковриков.

Разделочные доски должны быть промаркированы:

  • - СМ – сырое мясо,
  • - ВМ – вареное мясо,
  • - СР – сырая рыба,
  • - ВР – вареная рыба,
  • - СО – сырые овощи,
  • - ВО – вареные овощи,
  • - Х – хлеб.

Столовая посуда должна быть фарфоровой, эмалированной, или из нержавеющей стали. Не рекомендуется применение алюминиевой посуды и запрещается пластмассовая посуда. Чайная посуда не должна иметь трещин и сколов.

Работники пищеблока должны соблюдать сроки хранения и реализации скоропортящихся продуктов и соседство продуктов питания. Они обязаны своевременно проходить обязательные профилактические медицинские обследования.

ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА К ПРАЧЕЧНОЙ И ГЛАДИЛЬНОЙ.

Светильники в прачечной должны быть герметичными, иметь закрытые плафоны или колпаки. Приточно-вытяжная вентиляция должна быть исправна. Необходимо наличие заземления электрических стиральных машин, ванн для замачивания белья и исправность отключающих устройств.

В прачечной должны быть деревянные решетки и диэлектрические резиновые коврики на полу около электрических стиральных машин. Пол должен быть влагостойким, ровным, нескользким. На уровне пола должен быть предусмотрен слив воды в канализационную систему.

Электроутюги должны иметь электрические шнуры без нарушения изоляции, с вилками, не имеющими трещин и сколов. Необходимо наличие термостойких подставок для утюгов и диэлектрических резиновых ковриков на полу, около рабочих мест для глажения.

У работников прачечной и гладильной должна быть спецодежда: хлопчатобумажные халаты, косынки, резиновые перчатки и сапоги.

В помещении должен находиться исправный огнетушитель.

ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ДОУ.

В детском саду должна функционировать система пожарной безопасности, т.е. комплекс организационных мероприятий и технических средств, направленных на предотвращение пожара и возможных материальных и людских потерь от него, руководствуясь «Правилами противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»,
Администрация детского сада, воспитатели и обслуживающий персонал обязаны знать и строго выполнять правила пожарной безопасности, а в случае возникновения пожара принимать все зависящие от них меры к эвакуации детей и тушению пожара.

Ответственность за обеспечение пожарной безопасности в целом по учреждению несет заведующий детским садом. Специальным приказом заведующего ДОУ назначены ответственные за пожарную безопасность по каждому подразделению (групповым помещениям, медкабинету, по кухне), а также по чердачному и подвальному помещениям.

В коридорах и холлах допускается использовать ковры из горючих материалов с умеренной дымообразующей способностью и малоопасных по токсичности. Ковровые покрытия должны быть наклеены на негорючие основания.

Двери на путях эвакуации должны открываться по направлению выхода из здания. Наружные эвакуационные двери здания не должны иметь запоров, которые не могут быть открыты изнутри.

В коридорах, вестибюлях, холлах, на лестничных клетках и дверях эвакуационных выходов должны иметься предписывающие и указательные знаки безопасности.

В помещениях детского сада запрещается:

  • - устанавливать решетки, жалюзи и подобные им несъемные солнцезащитные, декоративные и архитектурные устройства на окна;
  • - использовать электроплитки, кипятильники, электрочайники, электроутюги, газовые плиты и т.п. для приготовления пищи и других целей за исключением их использования в специально оборудованных помещениях;
  • - применять для освещения свечи, керосиновые лампы и фонари;
  • - производить уборку помещений, очистку деталей и оборудования с применением легковоспламеняющихся и горючих жидкостей;
  • - оставлять без присмотра включенные в сеть счетные и пишущие машины, радиоприемники, телевизоры и другую видеоаппаратуру, магнитофоны и другие электроустановки.

После окончания рабочего дня каждый сотрудник должен осмотреть помещение, в котором он работал, устранить недостатки, проверить шкафчики детей, отключить электросеть и закрыть помещение.

Все вышеуказанные требования отражены в разработанном в нашем детском саду противопожарном режиме, который должен соблюдаться всеми сотрудниками ДОУ.

Все помещения детского сада, где пребывают дети, и работает персонал, должны быть связаны с эвакуационными путями. Эвакуационные пути должны обеспечивать безопасную эвакуацию детей и взрослых, находящихся в помещениях ДОУ, через эвакуационные выходы.

Выходы считаются эвакуационными, если они ведут из групповых, спален и других помещений 1-го этажа на улицу непосредственно или через коридор, вестибюль, лестничную клетку.

Для 2-го этажа эвакуационными выходами считаются выходы в коридор, ведущий на лестничную клетку. При этом лестничные клетки должны иметь выход наружу непосредственно или через вестибюль, отделенный от примыкающих коридоров перегородками с дверями.

Дошкольное образовательное учреждение должно быть оснащено первичными средствами пожаротушения. Огнетушители должны размещаться в легкодоступных местах, где исключено повреждение, попадание на них прямых солнечных лучей и атмосферных осадков, непосредственное воздействие отопительных и нагревательных приборов и исключена возможность создания в местах расположения огнетушителей помех при эвакуации людей.

Огнетушитель должен устанавливаться таким образом, чтобы была возможность прочитать инструкцию по пользованию, имеющуюся на корпусе огнетушителя, проверить дату зарядки.

ТРЕБОВАНИЯ ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТИ.

В ДОУ ежегодно издаётся приказ о назначении ответственного лица за электрохозяйство. Лица не электротехнического персонала, выполняющие работы, при которых может возникнуть опасность поражения электрическим током, проходят и проверку знаний один раз в год с записью в журнале проверки знаний по технике безопасности.

Не реже чем один раз в шесть лет должна проводиться проверка сопротивления изоляции электросети в сухих помещениях с неэлектропроводными полами. В остальных помещениях сопротивление изоляции электросети и заземление оборудования должно проводиться ежегодно с составлением протоколов.

Входная дверь в электрощитовую комнату должны быть постоянно закрыта на замок, обита с обеих сторон жестью с загибом на торец двери. На наружной стороне входной двери должна быть надпись о назначении помещения, месте хранения ключей, а также нанесен предупреждающий знак: «Осторожно! Электрическое напряжение». В помещении электрощитовой не должно находиться посторонних предметов, плафоны на светильниках должны быть герметичными, на полу около электрощитов должны быть диэлектрические резиновые коврики. Электрощитовая комната должна быть оснащена углекислотным или порошковым огнетушителем и одной парой диэлектрических перчаток.

Все электрические щиты должны быть постоянно закрыты на замки. На наружной стороне дверок электрощитов должны быть указаны порядковый номер щита, подаваемое на щит напряжение и предупреждающий знак: «Осторожно! Электрическое напряжение», а на внутренней стороне дверок электрощитов должна быть однолинейная схема электроснабжения потребителей. Внутри электрощитов не должно быть мусора, скопления пыли и паутины, некалиброванных плавких вставок.

Корпуса и крышки электровыключателей и электророзеток в здании не должны иметь сколов и трещин, а также оголенных контактов и проводов. Все электророзетки и отключающие устройства должны быть промаркированы по номинальному напряжению.

Важную роль в системе вопросов по охране труда в ДОУ занимает АТТЕСТАЦИЯ РАБОЧИХ МЕСТ. Аттестация рабочих мест лежит в основе расчета надбавок сотрудникам за вредные условия труда.

Доплаты за неблагоприятные условия труда и размеры этих доплат (в пределах до 12%) регулируются приказом Госкомитета СССР по народному образованию от 20.08.1990 №579.

В соответствии с приказом заведующая детским садом должна принять все необходимые меры, исключающие неблагоприятные условия труда для работников. Для выявления тяжелых и вредных условий труда необходимо провести работу по аттестации рабочих мест.

Аттестация рабочих мест производится с учетом фактических затрат рабочего времени во вредных условиях труда. Поэтому все расчеты необходимо делать в соответствии с наполняемостью и конкретным штатным расписанием дошкольного учреждения.

На основании выводов аттестационной комиссии руководитель детского сада издает приказ об утверждении перечня должностей, на которые устанавливается доплата за тяжелые и вредные условия труда.

Источники информации

  • 1. Федеральный Закон об основах охраны труда в Российской Федерации от 17 июля 1999 года N 181-ФЗ
  • 2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»»
  • 3. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека"
  • 4. Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" (Зарегистрирован Минюстом России 21.10.2011, регистрационный № 22111).


Приказ № 4 от 12.06.2017 года "О создании и утверждении графика проведения работ по специальной оценки условий труда".

Отчёт о проведении спциальной оценки труда.

Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям.